Расположение стихотворных строк
Место начала строк, как правило, определяет автор. Стихотворения могут начинаться от одной воображаемой вертикальной линии, двух, трех и т. д.
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно.
Э. Асадов
Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались тростники.
М. Ю. Лермонтов. Тростник
Дробись, дробись, волна ночная,
И пеной орошай брега в туманной мгле.
Я здесь стою близ моря на скале,
Стою, задумчивость питая,
Один, покинув свет, и чуждый для людей,
И никому тоски поверить не желая.
М. Ю. Лермонтов. Элегия
Иногда рифмованная строка размещается в двух и более типографских строках уступами или каждая вправо от общей левой вертикальной линии. Это так называемое флаговое расположение. Встречается и комбинированное расположение строк.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В. Маяковский. Во весь голос
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
В. Маяковский. Левый марш
Расположение прямой речи, которая начинается или заканчивается на середине строки
Начало прямой речи в середине стиха часто переносится в новую строку и набирается от правого края предшествующей.
И пел, и снова замолкал.
Он говорил:
«Дитя моё, Останься здесь со мной…»
М. Ю. Лермонтов. Мцыри
Если прямая речь заканчивается в середине стиха, продолжение этого стиха переносится в новую строку и набирается уступом.
«К моей любви, к моей святыне
Не пролагай преступный след.
Кто звал тебя?»
Ему в ответ
Злой дух коварно усмехнулся…
М. Ю. Лермонтов. Демон
Если в стихотворении встречается прямая речь — диалог в кавычках, составляющий одну стихотворную строку, вторую часть диалога в середине стихотворной строки либо начинают с новой типографской строки, либо оставляют в той же сроке, что и первую часть диалога. Выбор за автором. В обоих случаях между частями диалога ставят тире.
«Стучат!» —
«Эй, кто там?»
Николас Гильен. Baл
«А есть у вас друзья?» — «Помилуй бог!
Они меня покамест не тревожат!
Ну вот, я рассказал вам все, что мог,
Теперь и вы расскажете, быть может?»
«Увы, исполнен горестных тревог
Рассказ мои долгий! Боль мне сердце гложет!»
Байрон. Дон-Жуан
При редактировании стихотворений обращайте на эти моменты внимание для усиления читательского восприятия.
Разбивка на строфы. Нумерация стихов и строф
Разбивка на строфы
Ее тоже определяет автор, разбивка может быть достигнута: 1) пробелом между строфами; 2) смещением строф по вертикали — влево и вправо; 3) отделением строф цифрами или звездочками.
Нумерация стихов
Используется при публикации стихотворных произведений большого объема, когда в конце книги помещены комментарии и примечания ко многим местам текста.
Номером отмечается, как правило, каждый пятый стих (5, 10, 15 и т. д.).
При одноколонном наборе цифры номеров без точек ставят обычно с левой стороны и отбивают от строки на полукегельную шрифта основного набора. При двухколонном наборе номера располагают слева от левой колонки и справа от правой.
Для нумерации берут цифры самого мелкого кегля.
Нумерация строф
В стихотворных произведениях, разбитых на строфы, предпочтительно нумеровать строфы (если они не нумерованы автором) таким же образом, как стихи.
Размещение фамилий автора, переводчика, даты и места написания стихотворного произведения
Как правило, помещенная под стихотворением фамилия автора ставится у правого края.
Если приводятся фамилии автора и переводчика, фамилию автора обычно ставят справа, фамилию переводчика — слева.
Дату и место написания указывают обычно под последней строкой у левого края. Она предшествует строке с фамилиями автора и переводчика.